Страницы

четверг, 21 октября 2010 г.

Настоящее и будущее рынка риэлторских услуг

Настоящее и будущее рынка риэлторских услуг

Во второй раз Украина принимала участников 16-й Международной конференции CEREAN. В этот раз мероприятие прошло во Львове. Основной целью конференции, по словам ее организаторов, стал обмен профессиональным опытом и поиск оптимальных решений, которые могут помочь операторам рынка риелторских услуг в посткризисное время.

Журналисты ИАП «Столичная недвижимость» пообщавшись с участниками мероприятия и другими игроками рынка, выяснили, что сегодня происходит на рынке риелторских услуг и какие прогнозы на будущее.



Рынок сократился

«До кризиса риелторским бизнесом не занимались только ленивые люди. В итоге около 1/3 из них покинули рынок. Но это непрофессионалы, поэтому сказать, что это плохо нельзя», – говорит Андрей Шульга, президент Ассоциации специалистов по недвижимости Украины (АСНУ).

По словам Артура Оганесяна, эксперта-консультатнта рынка риелторских услуг, «точной статистики о количестве участников рынка нет, но, судя по некоторым заявлениям в прессе, на сегодняшний день количество сделок, проводимых не риелторами, по разным подсчетам составляет от 20 до 80%».

О том, что количество игроков на рынке существенно уменьшилось, говорит и Сергей Злыдень, вице-президет АСНУ, «сказать точную цифру невозможно, но, по моему мнению, рынок сократился вдвое».

По мнению Галины Мельниковой, генерального директора АН Park Lane, «за последние два года рынок сократился в несколько раз и на сегодняшний день, активных компаний в Киеве около 30».



Будущее – за франчайзингом

Еще одна тенденция, которая сегодня присутствует на рынке – это расширение и укрупнение бизнеса основных игроков.

«Кризис подталкивают к интеграции. Крупные компании поглощают мелкие, в том числе путем продажи франшиз и это будущее рынка. При этом это хороший процесс, поскольку тот процент игроков, которые были до кризиса, не нужен, поскольку большинство из тех, кто был, дискредитировали рынок», – рассказывает А. Шульга.

Это подтверждает и Ирина Луханина, генеральный директор АН «Благовест». По ее словам, «для рынка сегодня более подходящий вариант – это продажа франшиз, поскольку просто слияние и объединение – это необходимость решения этических вопросов, разработки единых стандартов работы объединяющихся компаний. Поэтому более эффективна продажа франшиз, что является первым шагом к созданию единых стандартов работы и соответственно повышению качества услуг на рынке». Эксперт также отметила, что на сегодняшний день инвестора, готового купить франшизу, даже у самого сильного игрока на рынке нет.



Новых риелторских компаний не будет

Эксперты в один голос говорят о том, что в ближайший год новых серьезных игроков на рынке не появится.

«Для открытия риелторской компании необходимы серьезные инвестиции. Такие средства есть у представителей крупного бизнеса, но сегодня они решают вопросы с действующими компаниями и не готовы инвестировать в новые направления. Поэтому появление новых участников рынка возможно не ранее, чем через год, при этом все будет зависеть от тенденций на рынке», – говорит Галина Мельникова.

Ирина Луханина также утверждает, что «для выхода на рынок необходимы большие вложения, особенно если открывать крупную сетевую компанию. Поэтому следующие 2 года ведущие компании, которые уже успешно работают на рынке, будут расширять свою сеть и выходить в регионы».

«Риелторский бизнес не такой доходный, как кажется. Капиталовложения окупаются долго, поэтому выход серьезных игроков пока маловероятен, но возможно появление мелких компаний, которые на сегодняшний день наиболее жизнеспособны», – считает Сергей Злыдень.



Появятся ли иностранные компании?

«Я лично знаю о планах выхода на наш рынок иностранных компаний. Сейчас хорошее время для этого, занять свою нишу легче, поскольку конкурентов меньше», – говорит А. Оганесян.

По словам А. Шульги, «на сегодняшний день российские компании активно рассматривает возможность продажи франшиз в Украине».

Менее пессимистично о возможности появления иностранных риелторов говорит С. Злыдень: «в ближайшее время это невозможно. Даже в докризисный период иностранных компаний, желающих освоить украинский рынок, не было».

«Чтобы начать бизнес в Украине иностранная компания должна провести серьезное исследование рынка, поскольку у нас свои особенности, свой менталитет. При этом у иностранных компаний другой формат работы. Так для них крупная компания – это та, в которой работает около 50 человек. Для нашего рынка такая цифра – это масштабы только одного филиала. Так для открытия нового офиса в октябре площадью 270 кв. м, мы потратили  1 200 000 гривен», – говорит И. Луханина.

По словам Александра Романенко,  члена правления FIABCI, «для того, чтобы инвестировать в украинский рынок, нужно быть уверенным в возврате своих капиталовложений. Такими гарантиями является политическая стабильность и законодательная поддержка бизнеса. Поэтому Украине нужно принять ряд законов и если следующий год будет стабильным, и еще через год рынок начнет расти, то выход иностранных компаний возможен, в частности путем продажи франшиз».  Эксперт также отметил, что «сложностью выхода на иностранные рынки является также проблема с поддержкой своих технологий и стандартов работы».



Какова стоимость выхода на рынок?

«Для того, чтобы открыть один филиал в Киеве необходимо около 1,3 млн. грн., плюс нужно нести ежемесячные затраты на содержание офиса», – говорит Г. Мельникова.

По словам И. Луханиной, «для начала риелторской деятельности в столице необходимы капиталовложения в размере 200-300 тыс. долл. США».

«Суммы инвестиций разные, поскольку все зависит от масштабности агентства. Если говорить о серьезном выходе на рынок, с хорошим брендингом, необходимо около 1 млн. долл. США», – считает А. Оганесян.

По мнению С. Злыдня, для того, «чтобы создать риелторскую организацию, состоящую из нескольких человек, нужно 500 долл. США и при этом она будет приносить доход. Для создания более крупной компании порядок цифр, естественно, значительно выше».



В целом же эксперты говорят, что для того, чтобы у рынка риелторских услуг было светлое будущее, необходимо законодательное регулирование и создание единых стандартов работы, что станет гарантией безопасности и предоставления качественной услуги для клиентов.



Подготовила Юлия Василенко
 

Банки - против клиентов

Банки против клиентов: топ-десятка финансовых махинаций в Украине
Названа топ-десятка схем, которые сегодня используют банки и кредитные союзы, чтобы выманить побольше денег у клиентов

1.Зарплатные карты. Стандартная ситуация: клиент банка получает платежную карту и пользуется ею определенный период. Впоследствии, срок действия карты заканчивается, и человек забывает о существовании «пластика». Но счет открыт. Поэтому примерно через два-три года к пользователю обращаются коллекторы (иногда сам банк) и требуют погасить задолженность в размере около 3 тыс. грн. Потому что, оказывается, согласно договору, клиент должен был платить 50 грн. ежемесячно за обслуживание своего счета. Закон в данном случае на стороне банка. Все честно - все условия были прописаны в договоре, который подписал клиент. Договор надо читать внимательнее.

2. Кредитные карты. При съеме средств банкомат сообщает: на счету осталось 7 грн. и предлагает снять 10 грн. Пенсионеры, студенты часто соглашаются на это, не зная, чем все может закончиться. Автоматически (на разницу в 3 грн.) им открывается кредит (овердрафт), например, на 500 грн. и далее начисляются проценты. Клиента об этомне уведомляют. В результате через некоторое время набегает 2-3 тыс. грн. долга. И все это законно, поскольку прописано в договоре.

3. Списание средств с карточек. Невыдача наличных и чека со списанием средств с карты - такие случаи встречаются довольно часто. Клиент хочет снять зарплату с карточки в банкомате, карточка возвращается, а деньги и чек он не получает. И впоследствии на телефон приходит сообщение (если данная функция предусмотрена в банке): со счета снята сумма, которую клиент не получил.

4. Начисление пени на полностью погашенный кредит. К сожалению, сегодня банки пользуются неосведомленностью клиентов. После окончательного внесения средств по кредиту выдают только квитанцию по окончательному платежу, вместо справки с надписью: «полное погашение кредита». Бывает так, что на счету останется 2 грн., что вроде не критично ни для банка, ни для клиента. Однако, это дает право банку начислить просрочку.

5. Оплата чужого кредита. Клиент вносит  ежемесячный платеж по кредиту, однако квитанция (чек) заполняется на другого человека и погашается абсолютно другой кредит. Клиент, полностью доверяя сотруднику банка, не вчитывается в цифры, указанные на квитанции, и узнает о просрочке, только когда получает претензию из банка.

6. Ложный хард-коллекшн. Недавно произошел беспрецедентный случай. Коллекторы угнали автомобиль человека за просрочку по кредиту, которого нет Недавно произошел беспрецедентный случай. Коллекторы угнали автомобиль человека за просрочку по кредиту, которого нет . Как оказалось, банк ошибочно передал данные коллекторской компании, о человеке, который является добросовестным заемщиком.

7. Шантаж должников. Коллекторские компании  ничем не гнушаются. Используют все, начиная от угроз по телефону не только заемщику, но и его близким даже в ночное время, посещений в вечернее время и выходные и заканчивая творчеством в виде писем с сообщением о долге перед банком и картинками с описанием стоимости человеческих органов.

8. Расторжение депозитного договора без ведома клиента. Случается, что клиент, у которого закончился срок по депозитному договору, обратившись в банк за своими процентами, обнаруживает, что деньги не начислены, поскольку он досрочно расторг договор по собственной инициативе.

9. Перевод депозита в золото. Сегодня «проблемные» банки часто предлагают своим клиентам переоформить обычные депозиты (гривневые, валютные) в депозиты в золоте. При этом «забывают» сообщить клиентам, что данный вид вклада не гарантируется Фондом гарантирования вкладов.

10. Покупки в группах. Людей подкупают, на первый взгляд, привлекательные условия группового получения займа на приобретение квартиры, автомобиля, земельного участка, строительства дома и т.д. Привлекательность таких предложений заключается в невероятно низких процентах за кредитный товар (4% в национальной валюте), минимальные ежемесячные платежи в пределах 250-1000 грн. в течение 15-25 лет, ненужность справок о доходах и др.
Однако, для получения займа, кроме документов, нужно еще оплачивать «вступительные» взносы. При этом, обещают «кредит», хотя в действительности речь идет не о кредитовании, а о распределении в порядке очереди суммарных вкладов (взносов) участников группы. В лучшем случае участники «кредитуют» друг друга, и при этом платят еще и за участие в этом сомнительном предприятии. Так называемые «администраторы» и руководители групп  гарантируют получение товара через три месяца и не говорят, что по условиям покупок в группах некоторые участники схемы вынуждены ждать своей очереди годами.

В материале использован отчет ВОО «Защиты прав потребителей финансовых услуг»

Подготовила Ольга Дидух,
С уважением www.kvartirakiev.net